Как правильно снимать на телефон так, чтобы получались шедевры?

Камера любого современного смартфона, даже если он недорогой, позволяет снимать настоящие шедевры, которые можно смело отправлять в социальные сети, а иногда даже на выставки. Я лично знаю пару людей, которые размещали фотографии со смартфона на фотостоках и получали деньги. В текущих условиях с этим стало сложнее, но сама такая возможность говорит о значимости мобильной фотографии и ее потенциале. Как и в любом другом деле тут есть своя ”азбука”, которая состоит из нескольких основ, применяя которые в разной комбинации, каждый может ”написать целое произведение”. Вот и давайте посмотрим, с чего надо начать и как сделать свои фотографии достойными выставки.

Можно ли хорошо фотографировать на телефон?

Начнем с того, что хорошая камера в смартфоне отнюдь не является гарантией успеха, но позволит вам больше, чем камера среднего или бюджетного устройства. Особенно, если вы хотите работать в реалистичном жанре или делать фотографии с хорошей детализацией, а не под старину с размытием, зерном и другими стилизациями, способными скрыть некоторые недостатки камеры.

Я снимал на самые разные устройства — от ультрабюджетных Jinga за пару тысяч рублей до топовых моделей от Samsung, Apple, Huawei и других. Сейчас я остановился именно на Huawei Mate 50 Pro, который я купил себе после знакомства с обзорной моделью, которой пользовался пару месяцев и изложил свой опыт в этой статье. Как я уже сказал, несмотря на то, что камера этого смартфона является лучшей в индустрии и занимает первое место в рейтинге DxOMark, изложенные ниже принципы будут одинаковыми и для других моделей.

Основы хорошей фотографии прежде всего кроются в голове и руках, а не в камере.

Так ли важен телефон с хорошей камерой?

Тут речь не о стоимости телефона, а о том, чтобы модуль камеры был хорошим, а не ”на сдачу”. Многие производители гонятся за количеством модулей, выкатывая трех- и четырехмодульные камеры на смартфонах за пару десятков тысяч рублей, но это путь в никуда. Обычно в таких устройствах только один более-менее качественный сенсор, а остальные сделаны просто для лучших продаж. Но когда вторая и третья камеры не имеют смысла, да еще и делаются ужасного качества, это влияет на качество основной. Проще говоря, логичнее было бы потратить бюджет на более дорогую основную камеру и пусть она будет одна. К сожалению, таких смартфонов нет, но не гнаться за лишними модулями при одной и той же цене вы точно можете.

Хорошая камера важна, но не является гарантией хороших снимков. Руки и голова куда важнее с художественной точки зрения.

Красивые фотографии — основа обучения

Фотография, вне зависимости от камеры, является не просто процессом спуска затвора, а сочетает в себе искусство и знание материала. Чаще смотрите работы других мастеров! Иногда и в социальных сетях можно найти что-то неплохое, но порой они не несут в себе художественного смысла. Лучше знакомиться с работами признанных мастеров и искать в них вдохновение. Можно даже попытаться скопировать их (но не выкладывать такие ”копии”), чтобы лучше понять механику процесса. Так вы найдете вдохновение и поймете, как реализовать то, что сложилось у вас в голове.

Хорошие и необычные фотографии можно легко найти в Интернете и использовать их для вдохновения. Без этого что-то свое придумать все равно вряд ли получится.

Как настроить камеру на телефоне?

Теперь переходим к самой съемке. Собственно, камеры даже в автоматическом режиме часто работают довольно сносно, а на флагманах тем более. Например, на Huawei Mate 50 Pro я буквально пару раз переходил в ручной режим. Ручной режим есть в любом Android-смартфоне из коробки или входит в состав многих сторонних приложений.

Если коротко о ручном режиме, при работе с ним надо понимать, что такое треугольник экспозиции. Его вершинами являются выдержка, диафрагма и ISO. Комбинируя их, вы можете добиться нужной глубины резкости или яркости фотографии.

Фото треугольник экспозиции. Тут наглядно видно, на что влияет каждый параметр.

Выдержка говорит, как сенсор будет получать свет. Чем она дольше, тем более смазанными будут снимки, но если вы снимаете со штатива, то это не так важно. При этом, чем дольше выдержка, тем светлее будет снимок. Диафрагма позволяет сделать фон размытым или, наоборот, четким. Чем вторая цифра будет меньше (например, 1/1,4), тем больше света получит сенсор, но тем более размытым будет фон. Или, наоборот, если вы фокусируетесь на фоне, более размытым будет передний план. Это и называется глубина резкости. Если вам надо, чтобы все было в фокусе, снимайте с закрытой диафрагмой, когда вторая цифра большая.

ISO еще известна, как светочувствительность. Это чувствительность сенсора к свету. Можно поднять значение повыше, чтобы фотография стала светлее, но с увеличением показателя будет увеличиваться количество цифровых шумов и портиться цветопередача. Иногда можно использовать это как эффект, но чаще всего это просто порча фотографий.